Списываются штрафы не признанные арбитражным судом проводка

Списываются штрафы не признанные арбитражным судом проводка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа.
Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.
При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.
В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).
Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).
Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям — мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.
Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.
После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»
— отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.
Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:
Дебет 76, субсчет «Расчеты с судебными приставами» Кредит 51
— взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание — банковская выписка);
Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 76, субсчет «Расчеты с судебными приставами»
— погашена сумма присужденных судебных расходов;
Дебет 76, субсчет «Расчеты с судебными приставами» Кредит 51
— взыскан исполнительный сбор (основание — банковская выписка);
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты с судебными приставами»
— отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.
Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

19 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В состав судебных расходов входят государственные пошлины и связанные с рассмотрением дела судом судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся (ст. 106 АПК РФ):
— денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,
— расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,
— расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),
— расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и
— другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном статьями 101 и 110 АПК, ст. 333.40 НК РФ.

Читайте также:  Чем отличается двухжильный кабель от трехжильного

Источник

Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням

Виды существующих штрафных санкций

Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:

  1. Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
  2. Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.

Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.

Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.

Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.

То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

  • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
  • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

  • решения по результатам проведенной проверки;
  • требования об уплате налогов (взносов).

Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.

По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

  • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
  • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

Читайте также:  Кабель для колонок jack xlr

Итоги

Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:

  • в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
  • при несоблюдении требований налогового законодательства.

И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:

  • по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
  • по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).

Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).

Источник

Как правильно отразить операций по начислению или списанию штрафных санкций

Исходя из ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – согласно обычаям или иным обычно предъявляемым требованиям. При неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства или просрочке исполнения заказчик может потребовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) уплатить неустойку (ст. 329 ГК РФ). Рассмотрим порядок отражения операций по начислению и списанию в учете штрафов и пеней, которые предъявлены поставщику в силу государственного контракта.

Как следует из ст. 330 ГК РФ, неустойкой являются штрафы и пени, под которыми понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

Правила определения размера штрафа и пеней, начисляемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063).

Данным документом регламентировано, что размеры штрафа и пеней должны быть установлены в государственном конт­ракте.

Как рассчитать размер штрафа?

В силу п. 4 Правил № 1063 размер штрафа, предъявляемого поставщику, устанавливается таким образом:

Не превышает 3 000 000 руб. Составляет от 3 000 000 до 50 000 000 руб. Составляет от 50 000 000 до 100 000 000 руб. Превышает 100 000 000 руб.

Учреждение спорта заключило контракт на поставку компьютерной техники на сумму 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 000 000 руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 15 000 руб. (150 000 руб. x 10%).

Как установить размер пени?

Пени устанавливаются контрактом в размере, определенном Правилами № 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В пункте 6 Правил № 1063 содержится формула, по которой следует исчислить размер пеней:

П = (Ц — В) x С, где:

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе стоимость отдельных этапов исполнения контракта;

С – размер ставки.

Размер ставки нужно рассчитать по формуле (п. 7 Правил № 1063):

СЦБ – размер ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пеней, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Формула для подсчета коэффициента К следующая (п. 8 Правил № 1063):

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 – 50%, размер ставки составит 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При К, равном 50 – 100%, размер ставки – 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При К, равном 100%, размер ставки – 0,03 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Учреждением спорта заключен государственный контракт на поставку материальных ценностей на сумму 2 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 1 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

На дату уплаты пени ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 11% [2] . Цифры в примере условные.

  1. Определим значение К. Оно равно 75% (45 дн. / 60 дн. х 100%).
  2. Ввиду того, что К больше 50%, но меньше 100%, величина С рассчитывается с коэффициентом 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату уплаты пеней, показатель С равен 0,099 (0,02 х 0,11 х 45 дн.).
  3. Сумма пеней – 128 700 руб. ((2 500 000 — 1 200 000) руб. х 0,099).

Как начислить штрафные санкции в учете?

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н [3] ).

Начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды учреждения, отражается по дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия»

Читайте также:  Прокол для сип кабеля как пользоваться

Согласно государственному контракту, заключенному между учреждением спорта, являющимся казенным учреждением и поставщиком, за нарушение условий договора, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по поставке основных средств, учреждение вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа). Объем поставки по контракту составляет 1 500 000 руб., сумма штрафа – 150 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета. Оплата поставленного товара осуществляется учреждением за вычетом суммы штрафа.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы от реализации федерального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений) признаются доходом федерального бюджета. Таким образом, сумма неустойки, поступившая казенному учреждению, подлежит перечислению в доход бюджета.

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 162н [4] сделаны следующие записи:

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика Принято к учету поступившее от поставщиков основное средство Произведена уплата в доход бюджета суммы штрафа, удержанной за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком, с лицевого счета получателя денежных средств Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту Произведена оплата обязательства по государственному контракту

(1 500 000 — 150 000) руб.

Исполнитель в срок к работе не приступил, поэтому ему было направлено уведомление о расторжении контракта и возврате перечисленной ранее суммы предварительной оплаты. Кроме того, были предъявлены требования об уплате предусмотренной условиями контракта неустойки в сумме 30 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если подрядчик не приступает свое­временно к исполнению договора подряда, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ).

На основании п. 2 ст. 328, п. 3 ст. 450 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44‑ФЗ заказчик может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н [5] сделаны следующие записи:

Перечислена исполнителю сумма предварительной оплаты Предъявлено требование в адрес исполнителя: о возврате суммы предварительной оплаты об уплате неустойки по условиям контракта

Как списать начисленные штрафные санкции?

Действие Постановления Правительства РФ № 190 не распространяется на закупки, осуществленные в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 11.07.2016 № Д28и-1844).

Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ № 190):

а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик списывает неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней);

б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик:

  • предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
  • списывает 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

Заказчик уведомляет поставщика в письменной форме о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по пп. «а» и «б» п. 3 названного постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика независимо от срока ее возникновения. Данная процедура проводится путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н (далее – Порядок № 44н).

Как следует из п. 3 Порядка № 44н, для списания заказчиком начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) проводится сверка с контрагентом неуплаченной задолженности.

При наличии акта сверки основанием для принятия решения о списании задолженности является подтвержденное актом приемки либо иным документом исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 годах (п. 4 Порядка № 44н).

Если контрагент не подтвердил наличие задолженности по неустойкам, принятие решения о ее списании не допускается (п. 5 Порядка № 44н, Письмо Минэкономразвития РФ от 19.08.2016 № Д28и-2152).

Решение о списании задолженности принимается комиссией заказчика по поступлению и выбытию активов и оформляется внутренним документом (приказом, распоряжением). Такой документ должен содержать информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н.

Не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Порядку № 44н.

С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н [6] операции по начислению и списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам в бухгалтерском учете заказчика следует отражать с использованием нового счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Рассмотрим пример по отражению данной операции в учете.

Поставщик своевременно не осуществил поставку товара заказчику, являющемуся бюджетным учреждением спорта. Условиями договора определено, что за несвоевременную поставку товара поставщик обязан уплатить неустойку. Но в случае, если сумма неустойки не превышает 5% суммы договора, заказчик имеет право списать неустойку. Сумма не­устойки, предъявленная ранее поставщику, составила 15 600 руб.

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи:

Источник

Adblock
detector